Главная \ Аналитика

УВЕЛИЧЕНИЕ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОГО СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ – ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

В последние годы в Узбекистане наблюдаются устойчивые темпы экономического роста в пределах 108% в год, в результате чего растет уровень жизни населения. Главной причиной экономического роста становится увеличение спроса и уровня потребления товаров и услуг. Темпы роста розничного товарооборота и реализуемых населению платных услуг почти в 2 раза превышают темпы роста ВВП. Одним из основных факторов роста потребления товаров и услуг стал рост заработной платы и совокупных доходов населения в пределах 20% при поддержании потребительских цен на уровне 7-8%.

analitica 1

Увеличение спроса на товары и услуги происходит за счет расширения способности потребителей покупать определенный набор товаров для удовлетворения своих нужд. Изменение спроса подчинено конкретным закономерностям, в частности закону спроса – одному из фундаментальных законов рыночной экономики. Согласно этому закону при любой экономической системе приобретение любого товара или услуги не возможно без достаточной суммы денег, имеющихся в распоряжении потребителя. Исходя из этого, можно говорить, что производители заинтересованы в наличии средств у потенциальных покупателей, ибо производство не имеет смысла без потребления. Первое служит второму. Производство всегда ограничено денежными возможностями людей, что, в свою очередь, упирается в ограниченность доходов населения. Для того, чтобы поднять уровень доходов населения, следует обеспечить занятость населения, способствовать более производительному труду работников и росту их заработной платы. Для этого необходима соответствующая государственная политика, направленная на поддержание отечественных производителей.

В целях стимулирования увеличения внутреннего спроса и поддержки отечественных производителей в Узбекистане особое внимание уделяется вопросам создания благоприятной деловой среды за счет улучшения налоговой, финансовой, институциональной и инфраструктурной сфер.
В частности, совершенствуется законодательство и система статистической отчетности; сокращаются разрешительные нормы, вмешательство государственных и контролирующих органов в финансово-хозяйственную деятельность предприятий; упрощается процедура создания и регистрации малых предприятий; расширяется система налоговых льгот и преференций; увеличиваются объемы кредитования субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства; развивается система информационного обеспечения и консультативной помощи.

В результате предпринятых мер растет оптимизм отечественных производителей. Так, по результатам опросов субъектов предпринимательства выявлено, что респонденты преимущественно удовлетворены состоянием налоговой и институциональной среды, а также доступностью инфраструктуры. В налоговой среде наиболее высока удовлетворенность доступность условий для сдачи  электронной налоговой отчетности через Интернет, уровнем налоговой нагрузки в целом (соотношение налоговых платежей к выручке), сроками и условиями сдачи финансовых и налоговых отчетов; в институциональной среде – условиями государственной регистрации в местных органах власти, возможностью участия в выставках и ярмарках; в инфраструктурной среде - доступностью местного сырья, материалов, комплектующих, услуг Интернет, телефонной связи и т.д.

По мнению предпринимателей, ожидаются улучшения в инфраструктурной среде, в частности расширится доступность консалтинговых, маркетинговых и лизинговых услуг, усилится конкурентная среда на товарном и финансовом рынках. В институциональной среде ожидается облегчение условий сертификации продукции и услуг, получения лицензий, повышение качества ведения и исполнения судебных процессов. В финансовой среде предприниматели надеются на облегчение условий оформления документов на получение кредитов, оптимизацию процентных ставок по коммерческим кредитам, повышение качества услуг страхования, расширение доступа к тендерным торгам, финансируемым за счет государственного бюджета. В налоговой среде респонденты хотели бы улучшения условий сдачи финансовых и налоговых отчетов, облегчения расчетов и условий сдачи финансовых отчетов, улучшения практической и методической помощи предпринимателям, оказываемой налоговыми органами и сервис-центрами, обеспечения своевременного информирования налоговыми органами об изменениях в налоговом законодательстве.

Благоприятная деловая среда, принятые правительственные решения и реализуемые программы по локализации, модернизации, техническому и технологическому обновлению, развитию промышленности и сферы услуг, производственной и социальной инфраструктуры и др. оказывают положительное воздействие не только на увеличение производства отечественного бизнеса, но и решают проблемы обеспечения занятости и роста доходов населения. В результате постепенно растет потребительский спрос на товары и услуги.

Для оценки динамики спроса населения в Узбекистане с 2010 года рассчитывается на ежеквартальной основе индекс покупательского спроса. Все расчеты строятся на результатах опросов 1200 домохозяйств (ДХ), проводимых Госкомстатом республики на основе сети для обследования бюджетов домашних хозяйств.

analitica 2

Для изучения спроса респонденты опрашиваются по поводу их текущих расходов на потребление в последние 3 месяца, потребительских намерений в предстоящие 6 месяцев, а также факторов, определяющих динамику потребительского спроса на предстоящие 6 месяцев:

 - наличие в ДХ материальных активов (собственного дома/квартиры, участка земли, скота и птицы), имущества (автомобиля, мебели и ковров, бытовой техники, персонального компьютера и др.);

 – текущие и ожидаемые цены на товары и услуги;

 – текущие и ожидаемые доходы ДХ;

 – сберегательный потенциал и инвестиционная активность потребителей.

Спрос определяется по основным группам товаров и услуг:

1 - продовольственные товары (мясо и мясопродукты, хлебопродукты, кондитерские изделия, молочные продукты, плодоовощная продукция, рыба и морепродукты, алкогольная продукция и безалкогольные напитки, табачные изделия);

2 - непродовольственные товары краткосрочного пользования (ткани, одежда, обувь, предметы личной гигиены и др.);

3 - непродовольственные товары долгосрочного пользования (автомобили, мебель, бытовая техника и др.);

4 - строительные материалы;

5 - платные услуги (образовательные и медицинские услуги, бытовые, транспортные услуги, услуги связи, культуры, спорта и туризма, др.).

На базе опросов ожиданий населения совершать покупки по вышеназванным пяти блокам рассчитываются 5 частных индексов по следующей формуле:

In1i  = (Posn1i - Negn1i) +100

где In1i - частный индекс по основным группам товаров и услуг, Posn1i - доля позитивных ответов i блока n -ой группы, Negn1i - доля негативных ответов i блока n -ой группы.

Расчет каждого индекса ведется по следующей методике: из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных и к этой разнице прибавляется 100. При этом значения индексов могут изменяться от 0 до 200. Это означает, что если индекс более 100, то доля позитивных оценок потребителей относительно их будущего спроса превышает долю негативных оценок, если менее 100 – то наоборот. Чем ближе индекс к 200, тем более оптимистичны настроения потребителей, чем ближе к 0, тем более пессимистичны. Если индекс равен 100, то количество оптимистичных и пессимистичных ответов одинаково.

По результатам опросов рассчитываются также индексы, отражающие ожидания потребителей в части их доходов и изменения цен.

Интегральный индекс покупательского спроса (ИПС) рассчитывается как средневзвешенная арифметическая 5 частных индексов по удельному весу каждой группы товаров в структуре потребления населения (розничного товарооборота).

При анализе индексов учитываются не столько их абсолютное значение, сколько динамика их изменения. Сопоставление полученных ответов в динамике позволяет оценить изменение намерений потребителей (позитивные, неизменные или негативные) на предстоящий период.

Анализ динамики индекса покупательского спроса за 2010-2013 гг. показывает ситуацию, где общий уровень как текущего, так и ожидаемого индексов покупательского спроса в Узбекистане за рассматриваемый период постепенно растет, что означает преобладание в массе населения оптимистических потребительских настроений.

Высокий оптимизм потребителей и возможность планирования своих расходов на предстоящие 6 месяцев связаны, прежде всего, с оправданными ожиданиями роста доходов и умеренным ростом цен, что является следствием макроэкономической стабильности в республике, а также результатом проводимой политики доходов, предпринимаемых мер в сфере развития предпринимательства и т.д.

Следует отметить повышение инвестиционной активности населения в виде строительства и ремонта жилья, чему способствовал ряд предпринятых мер правительства по расширению строительства современного индивидуального жилья и производства строительных материалов, в частности реализация мер по стимулированию расширения подрядных работ по реконструкции и ремонту жилищного фонда на условиях «под ключ», по расширению масштабов строительства жилья в сельской местности и др. Так, во 2 полугодии 2013 года начать или продолжить строительство индивидуального жилья собираются 23,8% опрошенных домохозяйств, произвести текущий или капитальный ремонт своего жилья - 41,9% респондентов.

Увеличению спроса способствует также высокая потенциальная потребность населения в отдельных видах товаров длительного пользования. По результатам текущего опроса, вследствие

еще относительно невысокого уровня обеспеченности семей существует потребность в покупке автомобилей, микроволновых печей, стиральных машин, пылесосов, кондиционеров, швейных машин, персональных компьютеров, спутниковых антенн и т.д.

Исходя из материального состояния населения и его предпочтений на рынке товаров и услуг по принципу «покупать или не покупать», проводится факторный анализ слагаемых индекса покупательского спроса домохозяйств - индексов спроса на продовольственные товары, повседневные и дорогостоящие товары длительного пользования, стройматериалы и услуги. 

Так, по результатам опросов домохозяйств в июне текущего года, наибольший текущий спрос наблюдался на мясомолочную продукцию, муку и хлебобулочные изделия, яйца и кондитерские изделия, растительное масло, овощи и фрукты. Высокий спрос поддерживался за счет реализации государственных программ по расширению и развитию пищевой промышленности, производства и переработки мясомолочной, плодоовощной продукции и винограда. Во 2 полугодии теку щего года ожидается увеличение спроса (кроме вышеназванных продуктов) еще и на яйца, рыбу и морепродукты, безалкогольные и алкогольные напитки. 

По оценкам домохозяйств, до конца 2013 года произойдут позитивные сдвиги в структуре их потребления в сторону увеличения покупок непродовольственных товаров и услуг. Ожидается увеличение спроса населения на одежду, лекарства, мебель, холодильники и кондиционеры.

Потенциальная потребность населения по отдельным видам дорогостоящих товаров длительного пользования, в частности потребность в автомобилях, мебели, кухонном оборудовании удовлетворяется частично. Расширить текущий спрос на эти товары позволяют как развитие потребительского кредитования, так и повышение финансовой грамотности населения.

Принимаемые меры по сбалансированному стимулированию внутреннего спроса и всемерной поддержке развития отечественных производителей услуг обеспечили сдвиги в структуре потребительского спроса на услуги. По результатам последнего опроса текущего года, возрос спрос домохозяйств на услуги транспорта и мобильной связи, услуги по организации семейных мероприятий и отдыха, бытовые услуги, интернет-услуги, медицинские и образовательные услуги. До конца текущего года домохозяйства планируют увеличить расходы по всем видам услуг, в частности, 52% опрошенных семей планируют увеличить свои расходы на услуги мобильной связи и транспорт, 47% - на услуги по организации семейных мероприятий и отдыха, 30% - на образовательные и 26% - на медицинские услуги, 21% - на бытовые услуги, и столько же на услуги Интернета. Расходы на услуги международного транспорта по текущему опросу собираются увеличить 17% респондентов (8% во 2 квартале 2012 года).

Индекс потребительских настроений обладает огромным прогнозным потенциалом. Отдельный участник опроса, будучи покупателем, оценивает ситуацию на рынке товаров и услуг, исходя из собственной, как правило, индивидуальной информации. Он может ошибаться, но основная масса потребительских оценок, как показывает практика, практически всегда верно предопределяет краткосрочную перспективу потребительского рынка.

По результатам обследований в декабре 2012 г. и в июне 2013г. проведена оценка соответствия ожидаемого спроса и фактических покупок потребителей. Выявлены верный вектор предсказаний домохозяйств, а также их материальные возможности удовлетворить свои потребности. По данным оценкам, респонденты имели максимальную точность в планировании своих будущих расходов по продовольственным товарам и товарам повседневного спроса. По товарам длительного пользования, стройматериалам и услугам потребители по факту превысили свои ожидания/планы.

Таким образом, разработанный в республике интегральный показатель потребительского поведения и предпочтений позволяет реально оценить ситуацию на потребительском рынке и задавать условия для прогноза экономического роста. Знание потребительских нужд важно для бизнеса уже с первого этапа его основания — разработки бизнес-плана. При обдумывании возможности организации собственного дела каждый предприниматель должен задать себе вопрос: «Что я буду производить или продавать и будут ли люди покупать мою продукцию?». Гибкость и близость к покупателю, возможность уделять внимание каждому клиенту, изменяться, подстраиваясь под его требования, являются важными конкурентными преимуществами малого бизнеса и влияют на возможности производителя получать прибыль.  Следовательно, на сегодняшний день величина и динамика спроса населения на товары и услуги определяют успех развития предпринимательства и создают основу для устойчивого экономического роста в Узбекистане.

 

Дильдора Каримова,

д.э.н.