Главная \ Финансы

ФОНД ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ: НАДЕЖНОЕ ПАРТНЕРСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

В Узбекистане созданы благоприятные условия для инициативных и деловых людей, которые решили войти в число предпринимателей. Этому содействует всесторонняя поддержка предпринимателей, которая оказывается на государственном уровне, деловой климат, деятельность ряда организаций, содействующих развитию малого бизнеса, частного и семейного предпринимательства (МБЧП).

 

В адрес редакции журнала поступили вопросы от предпринимателей из различных регионов республики, связанные с  деятельностью Фонда финансирования подготовки проектной документации по инвестиционным проектам при Ассоциации банков Узбекистана.

А. Атабаев, председатель фермерского хозяйства «Адамбай Салават» Республики Каракалпакстан Элликкалинского района, Ш.Самадов, директор
ООО «Самгеотехсервис» из города Самарканда, Н. Корабоев, директор ООО «Премиум идеал» из Андижанской области Асакинского района просят редакцию подробно рассказать о целях и задачах создания Фонда, о механизме конкурсного отбора Фондом проектных идей и определения разработчика проектной документации, а также о том, какие преимущества предприниматели могут получить, воспользовавшись его услугами.

Ниже редакция предлагает комментарий Шахруха
Маматова, юрисконсульта Фонда финансирования подготовки проектной документации по инвестиционным проектам при Ассоциации банков Узбекистана.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ ФОНДА ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

 

В последние годы сектор малого бизнеса, частного и семейного предпринимательства (МБЧП) стал играть ведущую роль в экономике страны, являясь важнейшим фактором повышения доходов и благосостояния населения. Предприятия, которые создаются в различных регионах нашей страны, значительно увеличили объемы производства, расширили ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров и изделий. В Год благополучия и процветания значимость предпринимательского сектора еще более повысилась, возросла его поддержка коммерческими банками страны.

fin 1

Банковско-финансовая система играет неоценимую роль в экономическом развитии Узбекистана. Особый интерес при этом представляет эффективная инвестиционная деятельность финансово-кредитных учреждений по финансированию проектов малого бизнеса и частного предпринимательства. На заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год, Президент И.А. Каримов особо отметил «устойчивое и надежное функционирование финансово-банковской системы, которая продолжает демонстрировать высокие показатели. Так, в 2012 году совокупный капитал банковской системы увеличился почти на четверть, а за последние три года — в 2 раза. Ликвидность банковской системы в этот период превысила 65 процентов, что более чем в 2 раза выше требуемого минимального уровня. При этом, как и в прежние годы, большое внимание в банковской деятельности уделялось ее инвестиционной составляющей».

Вместе с тем, важным для дальнейшего экономического развития республики является поддержка предпринимательской деятельности. В вышеупомянутом выступлении Президент подробно остановился на вопросах развития малого бизнеса и частного предпринимательства как следствия принимаемых в стране масштабных мер по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса. Укрепление нормативно-правовой базы осуществления предпринимательской деятельности, сокращение налоговой, статистической и финансовой отчетности, отмена большого количества разрешительных процедур, а также введение принципа приоритета прав предпринимателей и электронных форм взаимоотношений государственных и контролирующих органов с субъектами предпринимательства, налоговые послабления для малых предприятий и микрофирм и др. являются явным подтверждением этому.

Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в республике во многом зависит от стимулирования инвестиционной деятельности банковских и финансовых учреждений. Однако не менее важным является оказание поддержки предпринимателям на стадии подготовки инвестиционных проектов для организации и привлечения финансирования в коммерческих банках, предоставления грамотной консультации, позволяющей экономить время и средства, избавления от излишней волокиты, в т.ч. при подготовке проектной документации.

Именно для достижения этих целей и оказания поддержки предпринимателям в организации инвестиционных проектов при Ассоциации банков Узбекистана осуществляет свою деятельность Фонд финансирования подготовки проектной документации по инвестиционным проектам.

Фонд создан согласно Постановлениям Президента
Республики Узбекистан от 26 ноября 2010 г. № ПП-1438
«О приоритетных направлениях дальнейшего реформирования и повышения устойчивости финансово-банковской системы республики в 2011-2015 годах и достижения высоких международных рейтинговых показателей», от 7 февраля 2011 года №ПП-1474 «О Государственной программе «Год малого бизнеса и частного предпринимательства», а также  Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 июня 2011 года № 175 «О создании Фонда финансирования подготовки проектной документации по инвестиционным проектам при Ассоциации банков Узбекистана».

Главной задачей Фонда является поддержка и продвижение перспективных проектных идей субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства к дальнейшей реализации, а также организация и привлечение финансирования крупных коммерческих банков для их реализации. Это своеобразное связующее звено между предпринимателем и банком, обеспечивающее защиту интересов субъектов малого бизнеса при получении кредита. Для этого Фонд осуществляет конкурсный отбор проектных идей на предмет возможности их финансирования за счет кредитных средств коммерческих банков, а также финансирование разработки их проектной документации (бизнес-план, ТЭО).

Учредителями Фонда являются Ассоциация банков Узбекистана, Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан, коммерческие банки и другие организации.

 

МЕХАНИЗМ КОНКУРСНОГО ОТБОРА ПРОЕКТНЫХ ИДЕЙ

 

Важно отметить, что отбор проектных идей для подготовки проектной документации осуществляется на конкурсной основе. При допуске проекта к конкурсному отбору внимание обращается на техническую новизну, инвестиционную привлекательность и перспективную возможность внедрения проектов. При отборе проектных идей приоритетными направлениями являются создание новых производств, модернизация, техническое и технологическое обновление действующих производств в отраслях экономики.

fin 2

Конкурс проводится на основе принципов прозрачности и объективности в принятии решений, создания равных конкурентных условий для участников. Говоря о самом конкурсе, необходимо отметить, что он состоит из нескольких этапов, имеющих свои четко регламентированные правила и сроки.

На начальном этапе осуществляется прием проектных идей от субъектов малого предпринимательства и направление поступивших проектных идей банкам для определения перспективности реализации проекта.

Для участия в конкурсном отборе необходимо заполнить заявку, инвестиционное предложение и паспорт инвестиционного предложения. Все вышеуказанные документы имеют установленные образцы.

Для создания более благоприятных условий для участия в конкурсе заявки и все необходимые документы могут быть переданы в Фонд через территориальные подразделения Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан.

Подготовленные документы для участия в конкурсе можно направить в Фонд в электронном виде с сопроводительным письмом установленного образца на электронный
адрес «pdf.fund@gmail.com», где имеется возможность обработки заявки в электронном виде. Эта заявка имеет равную юридическую силу с заявкой, направленной в бумажном виде.

Срок разработки проектной документации (бизнес-план, ТЭО) составляет не более 5 дней с даты получения подтверждения о возможности финансирования проекта коммерческим банком.

На втором этапе производится отбор наиболее перспективных проектных идей, по которым выявлена возможность в их финансировании со стороны банков.

Конечный этап предполагает проведение конкурса для определения разработчика проектной документации (бизнес-план, ТЭО). Разработчик проектной документации на данном этапе определяется Советом Фонда, состоящим из представителей крупных коммерческих банков и финансовых учреждений республики. Срок разработки самой проектной документации составляет 3-4 дня и зависит от полноты документов, предоставляемых клиентом.

Проанализировав механизм проведения конкурса и оказания услуг предпринимателям, можно сделать вывод, что, воспользовавшись услугами Фонда, предприниматель получает ряд преимуществ.

Во-первых, одобренные Фондом проектные идеи субъектов малого бизнеса направляются в головные офисы всех коммерческих банков Узбекистана, которые в течение 5 дней предоставляют Фонду обоснованный ответ о целесообразности или нецелесообразности финансирования данного проекта, указывают, какие имеются недостатки по проекту и имеющимся документам, какие дополнительные документы необходимы для изучения проекта.

В данном случае клиенты уже изначально знают все требования банка, при выполнении которых возможно финансирование проекта без дополнительных условий. Проект не направляется по несколько раз на доработку в филиалы банка в связи с имеющимися недостатками, т.к. головной офис банка, изучив проект, изначально указывает, какие недостатки необходимо устранить по проекту.

Во-вторых, отбор консалтинговой компании – разработчика ТЭО (бизнес-плана) проекта осуществляется на конкурсной основе Советом Фонда, в который входят представители крупных коммерческих банков, что обеспечивает выбор оптимального по цене и качеству предложения по разработке ТЭО (бизнес-плана) проекта. 

В-третьих, для обеспечения защиты интересов клиента Фонд участвует в переговорах с сотрудниками банка и осуществляет контроль за состоянием реализации и рассмотрения проекта в коммерческом банке вплоть до открытия финансирования.  При необходимости Фонд имеет право участвовать в заседаниях кредитных комитетов коммерческих банков по проектам, инициируемым при участии
Фонда.

В-четвертых, средства, выплаченные Фондом на разработку проектной документации, возмещаются финансирующим банком. Позднее при открытии финансирования по проекту этот банк возмещает Фонду выплаченные средства посредством включения суммы возмещения в кредитную задолженность в виде незначительных процентов. В результате предприниматель практически не ощущает нагрузки по сумме разработки проектной документации по проекту.

В-пятых, услуги Фондом оказываются на бесплатной основе.

Однако это не означает, что в конкурсном отборе могут участвовать только вновь реализуемые проекты. В случае отказа банка в финансировании проекта у предпринимателя-инициатора проекта также есть возможность обратиться в Фонд для получения содействия в финансировании.

В таких случаях Фонд выясняет обстоятельства отказа в финансировании проекта и ведет для этого переговоры с сотрудниками коммерческого банка. При обнаружении упущений и недостатков в рассмотрении проекта и вынесении по нему необоснованного решения Фонд повторно направляет проект в коммерческий банк для рассмотрения.

В случае отсутствия ресурсов в коммерческом банке для финансирования проекта или наличия других объективных причин, Фонд направляет проект для финансирования в другие коммерческие банки.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

 

В результате реализации проекта через Фонд ускоряется процедура рассмотрения проекта коммерческими банками и повышаются требования к объективности их рассмотрения на предмет финансирования. Вместе с тем предприниматель значительно экономит время и средства, затрачиваемые на разработку проектной документации (бизнес-плана, ТЭО) и получение кредита, т.к. эти функции на время отчасти берет на себя Фонд. 

Сегодня Фонд активно сотрудничает с коммерческими банками, финансовыми и нефинансовыми учреждениями и организациями. При этом постоянно расширяется рекламно-просветительская деятельность Фонда. В частности, в ведущих республиканских СМИ (газеты, журналы, радио) размещаются объявления об организации Фондом конкурсов по отбору проектных идей среди субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, а также обзорные и аналитические статьи сотрудников Фонда.

fin 3

Важно также, что налажено сотрудничество с Торгово-промышленной палатой, Комитетом по развитию науки и технологий при Кабинете Министров и другими государственными учреждениями, и негосударственными организациями. В сотрудничестве с этими организациями в целях увеличения подаваемых в Фонд проектных идей субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства проводятся семинары и встречи на местах с предпринимателями и ответственными сотрудниками соответствующих государственных органов и коммерческих банков.